Раздел: | ОРКСЭ |
Слайдов: | 14 |
Слов: | 918 |
Символов: | 6609 |
Просмотров: | 108 |
Скачиваний: | 9 |
Загрузка: | онлайн |
Размер: | 3.00 MB |
Тип: | ppt / pptx для PowerPoint/Impress |
Теги: | #храм, #купол, #свят, #особ, #наход, #церкв, #православн, #глав, #христ, #духовн |
Здесь вы можете просмотреть и скачать доклад по теме «ХРАМЫ», размещенный в категории «ОРКСЭ», который поможет вам успешно провести свое мероприятие или подготовиться к занятию.
ХРАМЫВанян Наталья Владимировна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» МО Щекинский район
Российская земля богата святыми местами: церкви и монастыри, часовни и святые источники… Они являются не только украшением городов и областей, но и предают родной земле особый колорит и самобытность. Эти места - та территория, которая насквозь пронизана лучами доброты и святости, где человек чувствует особую близость к Богу, где он никогда не посмеет совершить греховных поступков.
История возникновения православных храмов и их устройства такова В обычном жилом доме, но в особой «горнице большой, устланной, готовой» (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12) была приготовлена, то есть особым образом устроена, и состоялась Тайная вечерня господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ноги Своим ученикам. для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств, и всего христианского богослужения – того, что в развитых, достигших рассвета формах мы и сейчас видим в наших православных храмах. Сам совершил первую Божественную литургию – таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, долго беседовал за духовной трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного, затем все, с пением священных песнопений, пошли на гору Елеонскую. При этом Господь заповедовал творить сие, то есть совершать то же и так же, а Его воспоминание. В этом зачаток и храма христианского, как особо устроенного помещения
Православный храм выделяется среди прочих строений своим внешним видом, привлекая взгляды людей своими особенными и прекрасными очертаниями и формами, которые напоминают людям о небесном среди земной суеты. И поэтому каждая деталь наружного убранства и внутреннего устройства храма имеет глубокий смысл и значение. Над храмом возвышается купол, символизирующий небо. Купол венчается главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Господа Иисуса Христа.
Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.
Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
У каждого храма есть колокольня – это башенка, на которой висят колокола. Обычно она находится рядом с храмом или над входом в храм. Звон колоколов употребляется, чтобы созывать людей на богослужение или во время торжественных процессий – крестных ходов, им также возвещают об окончании церковной службы.
Крыльцо или площадка перед храмом называется папертью. У высоких или двухъярусных храмов она также может располагаться высоко ( на уровне входа в верхний храм ) и даже опоясывать храм по периметру ( у некоторых древних храмов над ней устраивалась даже особая крыша ) и называться будет в таком случае гульбищем
Переступая порог храма, человек оказывается в первой части храма, именуемой притвор. Здесь могут совершаться некоторые богослужения, а также находится свечной ящик, за которым можно приобрести церковную литературу, свечи, подать записки для поминовения с именами живых и усопших, взять просфору. Следующая средняя часть храма есть, собственно, храм, здесь находятся молящиеся во время богослужения. Самую восточную часть храма (а все православные храмы строятся на восток) отделяет перегородка - иконостас, состоящий из нескольких рядов икон и имеющий трое дверей.
За ним находится алтарь - главнейшая часть храма. Самое важное место в алтаре - престол – особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается Божественная Литургия и незримо присутствует Сам Бог. Находиться в алтаре могут только посвященные (имеющие на это благословение), а прикасаться к престолу только священники. Центральные двери или врата в иконостасе называются царскими, потому что через них Сам Христос – Царь Славы проходит во Святых Дарах (во время причащения), дабы преподать Себя верующим.
Каждый православный храм посвящен какому-либо святому, Пресвятой Богородице или событию Священной истории.
Храм в д. Тросна Щекинского района Тульской области был возведен по указу Екатерины II. Впервые он упоминается в начале XVIII века как деревянный при кладбище. Во второй половине того же столетия хозяин земель, на которых находился храм, помещик Владимир Писарев начал строительство каменного здания церкви. В 1790 году состоялось освящение главного придела в честь великомученицы Параскевы и другого – теплого, на втором этаже – в честь святителя Димитрия Ростовского. В 30-е годы XX века храм был закрыт, а настоятель – протоиерей Александр Успенский – репрессирован. Старожилы вспоминают, что в 1941 году немцы пытались взорвать церковь, даже подложили динамит, но у них ничего не вышло… Но от снарядов и бомб основательно пострадала верхняя часть здания. После закрытия помещение храма использовалось под зерносклад, фабрику игрушек, швейную мастерскую. В 80-е годы здесь расположилось со своим инвентарем общество пчеловодов.
В 2000 году, когда храм был передан верующим, здание находилось в аварийном состоянии. Храм был восстановлен всего за год. Сейчас в храме можно поклониться и помолиться огромному числу святых. 98 частичек мощей киево-печерских подвижников, почивающих в Киево-Печерской Лавре, покоится здесь. В храме есть и такие великие святыни, как частичка от Гроба Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи и святителя Николая и, конечно же, самой Параскевы Пятницы.
В настоящее время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с духовной культурой своего народа. Роль национальной духовной культуры огромна. Она внушает уважение к религиозным корням своей нации, гордость за лучших её сынов, веру в будущее своего народа.
Похожие презентации по ОРКСЭ