Рабочая программа по музыке ФГОС, 4 класс

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г.,
- авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.,
рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с ООП НОО школы,
- учебным планом МБОУ СОШ №__ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса,М.,Просвещение, 2014.
• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
• Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2011.

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общая характеристика учебного предмета музыка

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Календарно–тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 с.1- 45.
Календарно–тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением – 1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
уменьшено количество часов на изучение разделов:
• «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы:
• «Россия — Родина моя»-(4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение темы «Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
• «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение темы «Композитор — имя ему народ». Музыкальные инструменты России.
Также при составлении календарно-тематического планирования произведена и корректировка в названии тем уроков.

При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Крыма и составляет 10% учебного времени.

Место предмета в Рабочем учебном плане школы

Согласно Базисного учебного плана МБОУ СОШ № __ предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе по 1 час в неделю, по 34 часа – во II–IV классах по 1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы музыки в 4 классе:

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Планируемые результаты освоения программы:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
• передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс

«Россия-Родина моя» - 4 ч.

Урок 1. Вся Россия просится в песню…Мелодия.«Ты запой мне ту песню…»Песня – душа народа
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Урок 2 . «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»Жанры русских народных песен.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен. Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».

Урок 3. Как сложили песню. Нрк. Песни народов Крыма.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью .

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» Народный плач,причитания
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«О России петь – что стремиться в храм» - 1ч.

Урок 5.Святые земли Русской. Илья Муромец. Духовная музыка.Былины
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

«День, полный событий» - 4ч.

Урок 6.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Лирические песни
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 7. Ярмарочное гулянье. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;

Урок 8. Святогорский монастырь. Колокольные звоны.
Народные музыкальные традиции Отечества.
«Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Урок 9. Обобщающий урок I четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений за I четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 2ч.

Урок 10. Музыкальные инструменты России. Вокальная и инструментальная музыка
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые песни
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

«В музыкальном театре» - 3ч.

Урок 12. Балет «Петрушка». Потешная музыка
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 13. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. За Русь все стеной стоим..Исторические события
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 14. Исходила младешенька. Исторические события
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

«День, полный событий» - 2ч.

Урок 15. Зимнее утро, зимний вечер. Календарно – обрядовые песни
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Урок 16. Обобщающий урок II четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений за II четверть. Исполнение разученных произведений. Тест по итогам полугодия.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Урок 17. Композитор – имя ему народ. нрк. Творческие коллективы Крыма
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

«В концертном зале» - ч.

Урок 18. Царит гармония оркестра. Музыка украинского и русского народов
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класс

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Примерный музыкальный материал

Раздел 1. Россия — Родина моя
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
Вокализ. С. Рахманинов.
Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.
Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.
Колыбельная, обраб. А. Лядова.
У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод.
А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Родные места Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. День, полный событий
В деревне. М. Мусоргский.
Осенняя песнь. (Октябрь). Из цикла «Времена года» П. Чайковский.
Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
Зимняя дорога В. Шебалин, стихи А. Пушкина.
Зимняя дорога Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.
Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».
П. Чайковский.
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Бо рис Годунов». М. Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3- О России петь — что стремиться в храм
Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Не шум шумит, русская народная песня.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
Аисты, узбекская народная песня.
Колыбельная, английская народная песня.
Колыбельная, неаполитанская народная песня.
Санта Лючия, итальянская народная песня.
Вишня, японская народная песня, и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.

Раздел 5. В музыкальном театре
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. В концертном зале
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Арагонская хота. М. Глинка.
(Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский,

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
Ф.Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие

Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого и второго полугодий.

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 4 класс
(см. вложения в конце данного материала)

Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе (34 часа)
(см. вложения в конце данного материала)

Критерии оценок на уроках музыки

Критерии оценки

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ,включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный,но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный,но неполный,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка,чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных,с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания,с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и,таким образом,создать наиболее благоприятные условия опроса. Так,например,предлагая ученику исполнить песню,нужно знать рабочий диапазон его голоса и,если он не соответствует диапазону песни,предложить ученику исполнить его в другой,более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни:куплет,припев,фразу.

Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.

Теория музыки

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4. Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5. «Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений,звучавших на уроках или достаточно популярных).
6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки,поделки и т.д.)
7. Ведение тетради по музыке.

Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г.,
2. Авторская программа «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.,
3. Рабочая программа «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
4. «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,
5. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, .П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
6. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2009
7. Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» (CD, mp 3)
8. Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2014г.
9. Книги о музыке и музыкантах.
10. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

1. Портреты композиторов.
2. Таблицы признаков характера звучания
3. Таблица длительностей
4. Таблица средств музыкальной выразительности
5. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Нотный и поэтический текст песен.
7. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
8. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Технические средства обучения

• музыкальный центр;
• ноутбук;
• элементарные детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, барабан, );
• фортепиано.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»