Рабочая программа по Мировой художественной культуре, 11 класс
(на основе авторской программы Рапацкой Л.А)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Мировой художественной культуре составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы среднего общего образования по Мировой художественной культуре и авторской программы: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл.; 10-11 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 96 с.

Данную рабочую программу реализует учебник: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть: МХК [учебник] /Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 384с.: ил. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 2 часть: РХК [учебник] /Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 319 с.: ил.

Целью данного курса является - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих¬ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи курса:
1) раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, фи¬лософские, эстетические установки разных эпох;
2) дать представление об истоках и основных этапах разви¬тия русской художественной культуры, выявить закономерно¬сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
3) показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;
4) сформировать у учащихся представления о художествен¬ной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры современности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое распределение количества часов
Таблицу тематического распределения часов можно увидеть, скачав вложенный файл в конце данного документа

В рабочую программу внесены изменения, так как на изучение предмета в образовательном учреждении выделено 34 часа. Авторская программа предусматривает вариативность и дает учителю свободу выбора.

Учебно – тематический план по Мировой художественной культуре

Таблицу с учебно-тематическим планом можно увидеть, скачав вложенный файл

Содержание учебного предмета

Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX в. (8 часов)
Повторение. Стили и направления в искусстве.
Повторение. Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы. Музыка в эпоху романтизма
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.). Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.).
Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др. Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.
Тема 3. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.). Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.).
Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX – начала XX в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие челове ческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные фа келы»). Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ). Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.). Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс). Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).

Раздел II. Художественная культура России XIX- начала XX в. ( 9 часов)
Тема 5. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь). Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре. Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди. Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.). Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.). Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).
Тема 6. Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор.
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
Тема 7. Художественная культура России пореформенной эпохи. Литература.
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобщение пройденного по литературе).
Тема 8. Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись.
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.
Тема 9. Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка.
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя). Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.
Тема 10. Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.
Тема 11. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно¬сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен¬ным служением, как скрытая основа художественных произ¬ведений авангардистов.
Творческое объединение «Бубновый валет». Традиции рус¬ского лубка, упрощенность, примитивность образного мира по¬лотен И.И. Машкова; кубизм в творчестве П.П. Кончаловского; гротеск примитивистских образов М.Ф. Ларионова; простота и детская наивность произведений Н.С. Гончаровой. Футуризм в литературе; его роль в развитии нового стихо¬сложения. Радикализм и «тотальное новаторство» произведений А.Е. Крученых. Влияние футуризма на поэзию Б. Л. Пастернака, В.В. Маяковского, В. Хлебникова, музыку С.С. Прокофьева.
Тема 12. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»). Стремление к «пре¬красной ясности». Творчество М.А. Кузмина, Г.В. Адамовича, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Начало творческого пути А.А. Ахматовой (обобщение пройденного по литературе).
Новое в русской архитектуре. Неоклассические проекты И.А. Фомина. Возвращение к атрибутике древнерусского ис¬кусства, стиль модерн, творчество Ф.О. Шехтеля. Творческое объединение «Мир искусства». Роль С.П. Дяги¬лева и А.Н. Бенуа в развитии эстетики мирискусничества. Твор¬ческая дискуссия с искусством XIX в., критика реализма как « обветшалой мерки». Увлеченность соразмерностью классициз¬ма, красочностью древнерусской иконы, пышностью и ярко¬стью барокко. Художники, испытавшие влияние мирискуснических идеалов: В.А. Серов, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. Яркость, многоцветность полотен Б.М. Кустодие¬ва. Образный мир Н.К. Рериха. «Русские сезоны» в Париже. Воплощение идеи синтетичес¬кого балета. Творчество И.Ф. Стравинского («Петрушка», «Вес¬на священная»). «Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя). Романтическая образность изобразительного искусства; лирико-психологические настроения полотен И.И. Левитана, К.А. Коровина. Развитие музыкального искусства. Духовная насыщенность и национальная харак¬терность музыки С.В. Рахманинова.

Раздел III. Европа и Америка: художественная культура ХХ в. (5 часов)
Тема 13. Полюсы добра и зла: литературная классика ХХ века.
Преемственность и новаторство в литературе XX в. Пробле¬ма положительного героя. Новая художественная образность. Настроения пессимизма, внутренней опустошенности, утра¬ты идеалов и иллюзий (Э.М. Ремарк). Психологическая насы¬щенность литературы. Попытка проникнуть в «поток созна¬ния» (Дж. Джойс, А. Рюноскэ). Символичность воплощения традиционных культурных ценностей (Г. Гессе). Гротекст и обличение мирового зла (Ф. Кафка). Отражение ненависти, царящей в мире (Ж.-П. Сартр). Сюрреализм в литературе (А. Камю). Светлые духовные идеалы, их воплощение в жанре сказки (А. де Сент-Экзюпери). Расцвет научно-фантастической литературы. Жанр детек-тива (Ж. Сименон, А. Кристи) — воплощение представлений о справедливости и победы добра над злом.
Тема 14. Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Национальные композиторские школы XX в. Немецкая му¬зыка и творчество П. Хиндемита (симфония «Художник Матис»). Сценическая кантата К. Орфа «Кармина Бурана». Испанская культура, высокие традиции в музыке и театре (П. Сарасате, А. Казальс, И. Альбенис, Э. Гранадос, Г. Лорка). М. де Алья — классик испанской музыки XX в. Венгерская музыка, творчество Б. Бартока. Французский композитор Ф. Пуленк (монодрама «Человеческий голос»). Польская школа, творчество К. Пендерецкого (оратория «Des irae»). Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музы-кальный авангард. Стремление композиторов создать собственную теоретическую доктрину и философски обосновать свое творчество. Рождение новых систем звукозаписи, отказ от пяти линеек и нот в привычном смысле слова. Обращение к нетрадиционным звучностям, использование «расщепленных» звуков, четвертотоники и др. Алеаторика. Серийная техника. Конкретная музыка (исполь¬зование шумов и немузыкальных звучностей). Д. Кейдж, П. Шеффер. Новаторство французского мастера О. Мессиана. Электронная музыка. Электроинструменты и новые тембры.
Тема 15. Театр и киноискусство ХХ в.: культурная дополняемость.
Освобождение театрального искусства от многовековых тра¬диций, от четкой разделенности на артистов и зрителей. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художествен¬ной выразительности. Развитие режиссерского театра, великие режиссеры XX в. (М. Рейнхард, Ж. Вилар, П. Брук и др.). Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Особен¬ности средств выразительности киноискусства, его синтетичес¬кий характер. Выразительность и изобразительность: поиск смысловых ориентиров. Эволюция киноискусства. «Немое» кино, творчество Ч. Чаплина, национальные школы кинема¬тографа. Киноискусство Франции (Р.Клер, М.Карне, Ж.-Л.Го¬дар). Творчество И. Бергмана («Седьмая печать»). Итальянский неореализм (Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони). Поль¬ский кинематограф (А. Вайда. «Пепел и алмаз»). Японский кинематограф, национальная традиционность образов и обоб¬щенность смыслов (А.Куросава).
Тема 16. Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура стран Американского континен¬та как молодое образование в мировой культуре; полиэтничес¬кий характер традиций, сочетание элементов художественного мышления разных народов. Художественная культура США. Роль переселенцев из Рос¬сии в становлении профессионального искусства Америки. «Ве¬ликая американская мечта», воплощение этого идеала в ху¬дожественных произведениях. Американская литературная классика, ее истоки (Ф. Купер, Дж. Джефферсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Творчество М. Тве¬на («Приключение Тома Сойера»), ОТенри (рассказы), образ¬ный мир произведений Т. Драйзера, М. Митчелл, Э. Хемин¬гуэя, У. Фолкнера (по выбору учителя). Своеобразие архитектурного облика США. Статуя Свободы, памятник Линкольну в Вашингтоне — символы Америки. Живопись Р. Кента. Творчество художников разных стран в Америке. Испанский мастер сюрреализма — С. Дали. Сочета-ние в его полотнах элементов предметного мира в произволь¬ных комбинациях-фантазиях. Проблема «сюрреалистической логики» («Христос над миром», «Ностальгия бесконечности», «Предчувствие гражданской войны»). Киноискусство США. Голливуд. Классика американского кино. «Унесенные ветром» В. Флеминга. Звезды Голливуда (Мэрилин Монро и др.). Проблема тиражирования киноискусства в США. Положительный герой американских боевиков: незави¬симость, обаяние, большая физическая сила и способность с ее помощью добиться справедливости. Музыкальное искусство в США. Музыка «черной Амери¬ки». Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке. Блюз, спиричуэле и ранние формы джаза, рэгтайм, буги-вуги, диксиленд. Джаз после первой мировой войны (бигбэнд, симфоджаз). Значение ритма в джазе, импровизационность. Джазовые интонации в творче¬стве композиторов. Дж. Гершвин: оперная и инструменталь¬ная музыка. Своеобразие художественной культуры стран Латинской Америки. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фе¬стивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явления художественной культуры. Романтико-реалистическая и мифопоэтическая литература Латинской Аме¬рики (Ж.Амаду, Г.Маркес). Монументальный стиль в архитектуре и изобразительном ис¬кусстве (Д. Ривера, А. Сикейрос). Градостроительные ид ей О. Нимейера. Образы городов Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Мехико. Бразильская классическая музыка. Вила-Лобос.

Раздел IV. Русская художественная культура ХХ в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (8 часов)
Тема 17. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года. Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.). Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.). Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.). Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.). Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.). Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович). Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).
Тема 18. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОВ очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.). Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.). Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.). Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.). Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.). Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).
Тема 19. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Период «оттепели» в русской культуре. Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»). «Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.). Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.). Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов). Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ). Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.
Тема 20. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Нрав¬ственные идеи А.Д. Сахарова. Новая волна эмиграции (А.И. Сол¬женицын, И.А. Бродский, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, Г.Н. Владимов, М.Л. Ростропович и др.). Духовный эпицентр художественной культуры — деятельность литературных жур¬налов «Юность», «Новый мир»; роль театров («Современник», Московский театр драмы и комедии на Таганке и др.). Киноискусство. Творчество А.А. Тарковского, Т.Е. Абулад¬зе, Э.А. Рязанова, М.А. Захарова. Перестройка 80-х гг. Усиление критических оценок социаль¬ной действительности в искусстве. Литература. Творчество М.Н. Кураева, Ю.М. Полякова, В.В. Ерофеева (по выбору учите¬ля). Проза и поэзия «андеграунда» (B.C. Пелевин). Душевная смута современного человека в «женской литературе» (Л.С. Петрушевская, Т.Н. Толстая). Своеобразие творческого облика Э.С. Радзинского. Развитие театральной режиссуры (Л .А. Додин.П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, О.П. Табаков и др.). Новые темы и идеи в кине¬матографе (Н.С. Михалков, А.С. Михалков-Кончаловский, П.Е. Тодоровский, А.Ю. Герман). Живопись и скульптура (М.М. Шемякин, З.К. Церетели, Э.И. Неизвестный, отец и сын Рукавишниковы и др.). Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А.Я. Эшпай, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, В.П. Артемов, А.Л. Рыбников). Исполнительское искусство. Новые творческие коллективы («Виртуозы Мос¬квы»). Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы. Рок-ансамбли: от экспансии «тяжелого рока» к красочности видеоклипов. Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути. Уродливые явления российской культурной жизни 90-х гг. Негласные идеологические войны в средствах массовой инфор¬мации. Новые герои телевизионных программ. Разгул пропа¬ганды вседозволенности, насилия. Противостояние злу: первые шаги возвращения к исто¬кам традиционных духовно-нравственных ценностей. Вос¬становление храмов. Символ новой России — Храм Христа Спасителя.

Раздел V. Культурные традиции родного края. (4 часа)
Тема 21. Культурные традиции родного края
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь¬ной) художественной культуры как с уникальным и само¬бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна¬чение. В условиях многонациональной российской системы образования Примерной программой предоставляется возможность широко использовать национально-региональный ком¬понент. В данной программе учитывается специфика развития крымских реги¬ональных культур, определенная особенностями наци¬онального состава населения, сложившиеся культурны¬ми традициями и религиозные представлениям. На уроках, включающих региональные особенности, рассматриваются объекты культурного наследия (памятники архитектуры, истории, монументального искусства), расположенные на территории Республики Крым, а также произведения искусства: литературы, живописи, музыки крымских авторов. Такая особенность построения программы продиктована спе¬цификой искусства, обладающего универсальным язы¬ком общения между народами и уникальным местом Крыма в мировом художественно-культурном процессе. Подобный подход позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству¬ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже¬ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро¬вой культуры.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
1час в неделю, всего 34 часа
Весь документ с таблицей календарно-тематического планирования можно увидеть, скачав вложенный файл