Рабочая программа по Мировой художественной культуре, 10 класс
(на основе авторской программы Рапацкой Л.А)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Мировой художественной культуре составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы среднего общего образования по Мировой художественной культуре и авторской программы: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл.; 10-11 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 96 с.

Данную рабочую программу реализует учебник: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть: МХК [учебник] /Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 375 с.: ил. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 2 часть: РХК [учебник] /Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 315 с.: ил.

Целью данного курса является - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи курса:
1) раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;
2) дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
3) показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое распределение количества часов
Таблицу тематического распределения часов можно увидеть, скачав вложенный файл в конце данного документа

В рабочую программу внесены изменения, так как на изучение предмета в образовательном учреждении выделено 34 часа. Авторская программа предусматривает вариативность и дает учителю свободу выбора.

Учебно – тематический план по Мировой художественной культуре

Таблицу с учебно-тематическим планом можно увидеть, скачав вложенный файл

Содержание учебного предмета

Введение (1час)
Введение в предмет МХК. Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира.
Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) - как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада.

Раздел I. Восточные художественные культуры - верность заветам предков (9 часов)
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.
Египетская мифология. Тотемизм. Фараон. Идея вечной жизни – основа религии Древнего Египта. Культ мертвых. Архитектурный облик Древнего Египта. Одно из чудес света – пирамиды. Пирамида Джосера. Пирамида Хеопса. Изобразительное искусство. Скульптура – иная «ипостась» человека. Роль глаз. Портрет писца Каи. Роль рельефов и росписей в убранстве гробниц и храмов. Стела Нармера. Усыпальница фараона Тутанхамона. Храм царицы Хатшепсут. Эпоха правления фараона Эхнатона – амарнский период. Театральное искусство и музыка.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.
Китайская мифология. Лао Цзы. Даосизм. Конфуций. Знаменитая Великая китайская стена. Погребальные сооружения. Одноголосая китайская народная музыка. Подражание природе. Китайский оркестр. Буддизм. Возведение монастырей. Пагода. Художник Гу Кайджи. Искусство эпохи Тан. Архитектура. Особенности изобразительного искусства. Янь Либэнь. Ван Вэй. Го Си. Чи Чэн. Декоративно-прикладное искусство. Искусство каллиграфии. Музыкальный театр: популярное изложение мифов, исторических сюжетов, сказок.
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.
Мироощущение японского художника. «Синтоизм» - религия японцев. Храмовое строительство. Моно-но-аварэ – «печальное очарование вещей». Танка – жанр лирической поэзии. Ямато-э – японская живопись. Фудзивара Таканобу. Профессиональный театр ноо. Икэбана – «цветы, которые живут». Тя-но-ю – чайная церемония. Дворцовые комплексы. Театр кукол. Театр кабуки.
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
Ислам. Коран. Каллиграфия. Канонические установки искусства мусульманского Востока. Декоративность и ритм исламской культуры. Архитектура. Мечеть. Минареты. Техника орнамента. Арабеска. Музыка как форма научного познания. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Памятники зодчества. Прикладное искусство. Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).

Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции
Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры.
Мифология. Эгейская культура. Кносский дворец. Эпоха Гомера. Архаика. «Ордер». Человек – носитель природной красоты. Вазопись. Классический этап. Сократ. Платон. Древнегреческий театр. «Отец трагедии» Эсхил. Софокл. Еврипид. Основоположник жанра комедии Аристофан. Расцвет зодчества и ваяния. Храм Зевса в Олимпии. Акрополь. Скопас. Пракситель. Лисипп. Эра эллинизма. Школа ваяния. Скульптура «Лаокоон». Венера Милосская. Аэды. Поэт Пиндар. Театральные представления. Римская художественная культура. Вергилий. Сенека. Архитектура. Форумы. Колизей. Пантеон. Настенные росписи.
Тема 7. От мудрости Востока к Европейской христианской культуре: Библия.
Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтырь. Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.
Католицизм. Православие. Традиции Византии. Византийское искусство 5 в. Храм Святая София. Уникальные мозаики. Иконы. Крестово-купольный храм. Иконостас. Литургия. Всенощное бдение. Одноголосое пение. Роман Сладкопевец. Иоанн Дамаскин. Романское искусство. Кафедральный собор. Собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Пизанская башня. Готический стиль. Месса. Поэзия. «Песнь о Нибелунгах». Любовная рыцарская поэзия. Ваганты.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.
Античные образы. Идеалы гуманизма. Периоды итальянского Возрождения. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Франческа Петрарка. Музыка Треченто. Качча. Баллата. Мадригал. Джованни Боккаччо. Джотто ди Бондоне. Кампаниле Джотто «Поцелуй Иуды». Филиппо Брунеллески. Леон Баттиста Альберти. Лоренцо Гиберти. Донателло. Мазаччо. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Высокий Ренессанс – эпоха «Титанов Возрождения». Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти. Джорджоне. Тициан Вечеллио. Многоголосная музыка, созданная для церкви.
Тема 10. Северное Возрождение. В поисках правды о человеке.
Нидерланды. Ян ванн Эйк «Гентский алтарь», «Портрет супругов Арнольфини». Гуго ванн дер Гуса. Иеронима Босха. Питер Брейгель Старший. Эразм Роттердамский «Похвала глупости». Композиторская школ Нидерландов. Национальная немецкая литература. Альбрехт Дюрер – титан Северного Возрождения. Франция – школа художников Фонтенбло. Французская ренессансная литература – Француа Рабле, Француа Вийон, поэзия «Плеяды».
Тема 11. Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей.
XVII – век барокко. Уильям Шекспир. Основоположник английский оперы Генри Пёрселл. Испанский монастырский дворец архитектора Хуана Баутиста де Эррера. Творчество Сааведры Мигеля де Сервантеса. Лопе Феликс де Вега Карпио. Комедия «плаща и шпаги». Драматургия Кальдерона де ла Барка. Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Франсиско Сурбаран «Отрочество Марии». Диего Родригес де Сильва Веласкес «Менины». Символ фламандской живописи – Питер Пауль Рубенс. Антонис ванн Дейк. Якоб Йорданс. Франс Снейдерс. Творцы бытовой живописи – «малые голландцы». Ян Вермер «Девушка, читающая письмо». Творчество Рембранда – вершина голландского искусства. Символ римского барроко – Лоренцо Бернини. Рождение оперы. Якоп Пери. «Флорентийская камерата». Клаудио Монтеверди. Итальянская опера. Трактат Никола Буало «Поэтическое искусство». Версаль «Зеркальная галерея». Дворцово-парковые комплексы во Франции. Жан Расин. Мольер. Музыка французских клавесинистов.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: Утверждение культа разума.
Стиль рококо. Жан Антуан Ватто. Франсуа Буше. Оноре Фрагонару. Дени Дидро. Жан-Жак Руссо. Живопись Жан-Батиста Симеона Шардена. Искусство скульптуры Этьена - Мориса Фальконе. Комическая опера Франции. Классика английской литературы – Даниель Дефо, Джонатан Свифта, Генри Филдинг, Сэмюель Ричардсон. Жанр парадного портрета в живописи. Просветительская литература Германии – Гете и Шиллер. «Венская классическая школа» - плеяда гениев музыкального искусства. Венские классики – Глюк, Гайдн, Моцарт. Бетховен.
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры(14часов)
Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озарённый духовным светом христианства.
Крещение Руси. Черты древнерусского искусства: отсутствие авторства, каноничность, символичность. Древние обряды. Роль песни. Каменные соборы. Мозаики и фрески. Знаменное пение – одноголосная музыка строгого, спокойного характера. Гудение или сопение – исполнение на музыкальных инструментах. Певцы-сказители. Бессмертный образ Баяна. Литература Киевской Руси: «Слово о полку Игореве». Переводная литература.
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.
История Новгорода. Новгородские летописцы. Берестяные грамоты. Софийский собор в Новгороде. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Иконопись и фрески. Монументальная живопись. Станковая живопись. Феофан Грек. Музыкальное искусство – звучание колоколов.
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля
Владимиро-суздальская живопись. Псковская живопись. Московская Русь. Основатель Троице-Сергиевого монастыря Сергий Радонежский. Идея «Москва – Третий Рим». Иконопись Андрея Рублева. Успенский собор Московского Кремля. Зодчество. Аристотель Фиораванти. Шатровое зодчество. Храм Василия Блаженного.
Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
«Бунташное время». Рождение поэзии. Симеон Полоцкий. Аввакум. Партесное пение – новый вид хорового церковного пения. Николай Павлович Дилецкий. Хоровой концерт. Появление театра. Годуновская школа иконописцев. Строгановская школа. Школа Оружейной палаты. Архитектура барокко. Портрет – новое явление художественного наследия «бунташного века».
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
«Век разума и просвещения». Эпоха Петра I. Архитектура Санкт-Петербурга. Растрелли. Василий Иванович Баженов. Матвей Федорович Казаков. Чарльз Камерон. Андрей Матвеевич Матвеев. Иван Никитин – любимый художник Петра Великого. Иван Яковлевич Вишняков. Алексей Петрович Антропов. Гравюра. Исторический жанр в русской живописи. Федор Степанович Рокотов. Плеяда великих русских портретистов. Театр. Жанр комедии.

**Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования Примерной программой предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. В данной программе учитывается специфика развития крымских региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившиеся культурны¬ми традициями и религиозные представлениям. Уроки, включающие региональные особенности, не вынесены отдельным разделом «Культурные традиции родного края», а включены в другие разделы и темы в соответствии с их тематикой.

Например, в ходе изучения культуры Античности рассматриваются и памятники эпохи, расположенные в Крыму. Такая особенность построения программы продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами и уникальным местом Крыма в мировом художественно-культурном процессе. Подобный подход позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей миро¬вой культуры


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
1час в неделю, всего 34 часа
Весь документ с таблицей календарно-тематического планирования можно увидеть, скачав вложенный файл