Содержание

Введение
Глава 1. Духовно - нравственное воспитание младших школьников
1.1. Основные критерии нравственности человека
1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Глава 2. Педагогическая работа по формированию духовно- нравственных качеств у младших школьников МБОУ СОШ №69
2.1. Диагностика уровня духовно - нравственной воспитанности у младших школьников СОШ №69
2.2. Работа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников СОШ №69
Заключение
Приложение
Литература

Введение
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование без надлежащего воспитания – дом без фундамента [7,15]. У общества появляется отчетливое понимание того, что единственный реальный путь выхода из сложившейся ситуации (размах разного рода негативных явлений: тяжкие пороки, преступность, разрушение семейных отношений и др.) – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является Православие. В настоящее время, подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[1,65].
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить введение курса основы православной культуры в школах. В нашей школе с 2010 года открыта экспериментальная площадка по ведению курса «Основы Православной культуры».
Цель исследования: изучение возможностей духовно - нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно - нравственных качеств личности у младших школьников МБОУ СОШ №69.
В соответствии с целью, объектом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Выбрать и применить программу развития духовно - нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.
В своих исследованиях мы использовали следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно - нравственное воспитание младших школьников.
Наши ожидаемые результаты: приобщить всех школьников, которые посещают занятия по основам православной культуры, к духовным ценностям, воспитать в них высокую нравственность, ориентировать их на социально значимую деятельность.

Глава 1. Духовно - нравственное воспитание младших школьников
1.1. Основные критерии нравственности человека
Образование в 90-х годах свелось в основном к обучению, из обихода стало уходить такое понятие, как просвещение. Это слово есть только в русском языке, и означает оно не усвоение знаний, а совершенствование души, способность видеть истинную цель жизни и делать добро. Но в настоящее время в общественном сознании произошла переоценка роли духовно-нравственного развития в образовании. Общество признало значимость духовно-нравственного воспитания. А самый верный путь восстановления нравственности народа заключается в обретении православной веры и укреплении православного образа жизни.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.


1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; и влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения [3,10].
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И, в которой выделяют такие группы методов:
1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются, безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам, самим находить на них ответы. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства[5,98].
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых[7,75].
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни поведение людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном поступке.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Глава 2. Педагогическая работа по формированию духовно- нравственных качеств у младших школьников МБОУ СОШ №69
2.1. Диагностика уровня духовно - нравственной воспитанности у младших школьников МБОУ СОШ №69
На наш взгляд, основная задача учителя в воспитании подрастающего поколения – противопоставить разрушительным тенденциям, существующим сегодня в нашем обществе, истинные духовные и культурные ценности России. В настоящее время это сделать легче, так как появилась соответствующая нормативно-правовая база, разработаны программы и учебники, электронные средства для обучения подрастающего поколения. Поэтому мы решили участвовать в экспериментальной работе по преподаванию курса «Основы Православной культуры». Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».
Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.
Данный эксперимент идет третий год. Сначала мы решили выяснить уровень развития духовно-нравственных качеств у учащихся 2-а класса (использовали мониторинг Жарковской Т.Г.) Провели диагностику 13.09.2010 года таких нравственных качеств, как милосердие, трудолюбие и послушание. Диагностика проводилась на трех уровнях: 1) знания, 2) эмоционально-мотивационная сфера, 3) проявление нравственных качеств в поведении. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов второклассников представлена в таблице.
Нравственные качества Уровни развития
Высокий уровень (в %) Средний уровень
(в %) Низкий уровень
(в %)
знания
Милосердие 28,3 58,4 13,3
Трудолюбие 22,4 36,6 41,0
Послушание 31,5 39,1 29,4
эмоционально-мотивационная сфера
Милосердие 30,7 45,8 23,5
Трудолюбие 20,6 31,4 48,0
Послушание 27,3 32,6 40,1
проявление нравственных качеств в поведении
Милосердие 23,8 40,1 36,1
Трудолюбие 18,3 32,8 48,9
Послушание 21,4 40,2 38,4

Диагностика духовно-нравственного состояния учащихся показала, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к православной культуре, по развитию их нравственных качеств.
Через три месяца 10.12.2010 года (было проведено 15 занятий по ОПК) прошла повторная диагностика этих нравственных качеств. Получили следующие данные:

Нравственные качества Уровни развития
Высокий уровень (в %) Средний уровень
(в %) Низкий уровень
(в %)
знания
Милосердие 47 44 9
Трудолюбие 27 40 33
Послушание 35 44 21
эмоционально-мотивационная сфера
Милосердие 35 50 25
Трудолюбие 23 36 41
Послушание 30 37 33
проявление нравственных качеств в поведении
Милосердие 28 42 30
Трудолюбие 21 38 41
Послушание 24 45 31

Из диагностики видно проблемное поле. Это достаточно большое количество учащихся с низким уровнем таких нравственных качеств, как трудолюбие и послушание (от 33% до 41%). Но радует то, что за небольшой период времени (15 занятий ОПК) у детей повысился процент высокого и среднего уровня развития нравственных качеств, приблизительно на 4%. Значит, наши занятия повышают уровень развития нравственных качеств и необходимо дальнейшее обучение учащихся основам православной культуры.
Также уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных наблюдений учителя и записывалась в таблицу: «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.

Духовно-нравственные качества личности:
1. Готовность прийти на помощь. 7. Инициативность.
2. Умение быть благодарным. 8. Терпимость.
3. Уважение к старшим. 9. Активность в учебе
4. Дружелюбие. 10. Любовь к Родине.
5. Забота о младших 11. Культура речи, общения.
6.Ответственность за порученное дело. 12. Физическая активность.
Ф.И.
уч-ся Качество личности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом. Эта методика также позволяет определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.
№ Ф.И. учащихся В (высокий) С (средний) Н (низкий)
Итого 94 188 32


В 2011-12 учебном году работа продолжалась. Произошли изменения в составе учащихся: два ученика выбыли в класс СКК (Вахромеев Артем и Джавоян Бадо) и три человека прибыли: Соколов Никита, Лезина Екатерина, Сучков Никита. Картина показателей также изменилась по сравнению с прошлым годом. Показатели могли бы быть лучше, но в класс прибыл очень неуравновешенный, психически неустойчивый ученик (Сучков Никита), он часто впадает в депрессию, на замечания со стороны детей реагирует неадекватно, ругается нецензурными словами. А в классе не все дети научились назло отвечать добром, они на его агрессию отвечают агрессией. Предстоит большая работа с Никитой, надо научить его уважать других людей, считаться с мнением окружающих, а ребятам быть к нему терпимее, ласковее, окружить его заботой и вниманием.
№ Ф.И. учащихся В (высокий) С (средний) Н (низкий)
Итого 122 204 10

Из-за прихода в класс новеньких учеников, а особенно Сучкова Никиты, возникла необходимость во втором полугодии третьего класса ввести ещё один параметр духовно-нравственных качеств личности, как сквернословие. Оценивали следующим образом, если ребенок не произносит бранных слов – это высокий уровень; если изредка «вылетает», то средний уровень; а если в речи часто встречаются бранные слова – это низкий уровень.
Получили следующие результаты:
Ф.И.
уч-ся Качество личности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

№ Ф.И. учащихся В (высокий) С (средний) Н (низкий)
Итого 149 203 12

Нравственные качества Уровни развития
Высокий уровень
(в %) Средний уровень
(в %) Низкий уровень
(в %)
знания
Милосердие 54 41 5
Трудолюбие 50 45 5
Послушание 65 32 3
эмоционально-мотивационная сфера
Милосердие 38 42 20
Трудолюбие 35 30 35
Послушание 30 40 30
проявление нравственных качеств в поведении
Милосердие 30 50 20
Трудолюбие 25 45 30
Послушание 25 50 25

Если сравнить данную диагностику с сентябрьским результатом, то можно сделать следующий вывод: идет постепенное улучшение и в области знаний, и в области проявления нравственных качеств поведения. Так высокий уровень в области знаний увеличился в среднем на 16% (от 40 до 56); в поведении небольшие сдвиги - на 4% (от 76 до 80). Низкий уровень понизился в знаниях на 29%, а в поведении на 18%.
Сейчас дети учатся в четвертом классе. Работа продолжается, качество ДНК повышается, конечно, не так, как в первый год. Но особенно настораживает тот факт, что есть дети, у которых практически нет сдвигов в лучшую сторону. Это Сучков Никита, Суханов Даниил, Махонин Слава, Лазарева Оля, Лабутина Анна. Причина очевидна - это дети из неблагополучных семей, где часто бывают выпивки, нецензурная брань, равнодушие и безразличие со стороны взрослых. Здесь, чтобы исправить ситуацию, необходимо вести работу и большую работу с родителями данных учащихся. Одной школе справиться с такой задачей не под силу.

№ Ф.И. учащихся В (высокий) С (средний) Н (низкий)
Итого 159 173 6

Сравнительная диаграмма духовно-нравственных качеств личности по годам

Сравнительная диаграмма по годам показывает, что высокий уровень духовно-нравственных качеств личности от первоначального результата стал выше на 65 единиц (от 94 до 159), а низкий уровень – понизился на 26 единиц (от 32 до 6). Результаты могли быть и лучше, но в класс пришел новенький ученик (Сучков Никита), у которого ДНК на низком уровне. Из-за него пришлось ввести новый параметр диагностики духовно-нравственных качеств личности - сквернословие.
Данную проблему решали через осмысление жития святых, разбирали истоки зла, одним из которых и является сквернословие, пригласили на занятие настоятеля храма Богородицы Скоропослушницы отца Дмитрия, который провел с детьми беседу о страшном грехе – сквернословии. В конце занятия отец Дмитрий подарил классу икону из Иерусалима, которая была на гробе Господнем. К данной святыне все дети приложились и остались очень довольны. В мае 2012 года посетили храм «Скоропослушницы», познакомились со строением храма, побывали на колокольне, где звонарь разрешил каждому ребенку позвонить в колокола. В 2013 году планируем всем классом исповедаться и причаститься у отца Дмитрия в храме «Скоропослушницы»,

2.2. Работа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников СОШ №69
По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена. По-нашему мнению, этот пробел надо восполнять в школах, в светских школах и как можно раньше, начиная с 1 класса.
Так как из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Ежегодно проводятся малые школьные конференции по православной тематике, реализуются проекты социальной направленности. Такие как: «Самое прекрасное место на земле», «Строим дом своего здоровья», «Крепкая семья – богатство нации». Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы («Что такое «душевность» и «бездушие», «Земля - наш дом», «Святые Кирилл и Мефодий», «12 декабря – День конституции Р.Ф», «Помоги ветерану», «Для чего нужна улыбка?», «Нехорошие слова», «Сын. Отец. Отечество» и другие), праздники посвященные “Дню Победы”(май), «Дню Матери», литературные вечера, “Дни духовности и культуры”(ноябрь) предполагают встречи с интересными людьми, Крещенские чтения (декабрь), Рождество Христово (январь );Неделя патриотической песни (февраль); Пасха (апрель ); День славянской письменности (май).
В настоящее время у нас в школе с 1 класса проводятся занятия по основам Православной культуры, которые способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести, воспитанию благоразумных стремлений к добру
Содержание изучаемого курса.

Учащиеся начальных классов в результате изучения курса «Основы Православной культуры» должны усвоить начальные сведения о православной культуре. Так, дети знакомятся с основными праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. Изучается новозаветная и ветхозаветная истории.
Помимо основных тем включены вопросы нравственного характера.
Содержательные линии первого года обучения:
Православная христианская картина мира.
История православной религии.
Письменная культура православия.
Православный образ жизни.
Нравственная культура православия.
Художественная культура православия.
Православие – традиционная культура русского народа.
Основные принципы построения курса.
Христоцентричность. Основанием и содержанием православия являются Иисус Христос и Его учение.
Универсальность. Знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями.
Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание.

Тематическое планирование занятий ОПК 1 класс
Автор программы протоиерей Виктор Дорофеев
№ Тема Кол- во ч Дата Прим.
Православная картина мира 6
1 Прекрасный Божий мир 1
2 Бог - Троица 1
3 Любовь – сущность и смысл существования человека 1
4 Сотворение Богом мира. 1
5 Первые пять дней творения 1
6 Шестой день. Человек – венец творения 1
Нравственная культура православия 1
1 Семья 1
История православной религии и культуры 23
1 Жизнь Адама и Евы в раю 1
2-3 Грехопадение 1
4 Рождество Богородицы 1
5 Введение Богородицы во храм 1
6 Обручение Пресвятой Девы с Иосифом 1
7 Благовещение 1
8-9 Рождество Христово 2
10 Сретение 1
11 Крещение Иисуса Христа 1
12-13 Христос и дети. Какие поступки радуют Господа? Какие огорчают? О чем учил Иисус Христос? 2
14-15 Чудеса Иисуса Христа (исцеление 10 прокаженных и другие) 2
16 Вход Господень в Иерусалим 1
17 Тайная вечеря. Таинство Причащения 1
18 Распятие Христа. Христос-Спаситель 1
19 Страстная седмица 1
20 Воскресение. Пасхальные обычаи 1
21 Вознесение Иисуса Христа 1
22 Сошествие Святого Духа на апостолов 1
23 Образование христианской церкви 1
24 Путешествие апостола Андрея Первозванного 1
Православный образ жизни 4
1 Пост. Подготовительные недели 1
2 Молитва 1
3 Иконы 1
4 Крещение Руси 1
Письменная культура православия 2
1 Библия 1
2 Притча о блудном сыне 1
Итого: 35
Тематическое планирование ОПК 2 класс
Автор программы протоиерей Виктор Дорофеев
№ Тема Кол-во Дата Примеч
Православный образ жизни (календарь) 2
1 «Пустые» дни. Память о святых. 1
2 Великие и малые праздники. Праздник воскресного дня 1
История православной религии 2
1 Воздвижение Животворящего Креста Господня. Крестное знамение. 1
2 Покров Пресвятой Богородицы (14.10.) 1
Письменная культура православия. Лики святых. 12
1 Пророк Илия (до Христа) 1
2 Иоанн Богослов 1
3-4 Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси 2
5 Преподобный Сергий Радонежский 1
6 Святой Александр Невский-защитник Руси. 1
7 Святитель Николай Чудотворец 1
8 Праведный Иоанн Кронштадтский (02.01) 1
9 Блаженная Ксения Петербургская (06.02) 1
10 Собор ново мучеников 2
11 Великомученик и целитель Пантелеймон 1
История православной религии. 12
1 Ожидание Спасителя людьми. Новый завет 1
2 Богоявление Господне. Крещение. 1
3 Сретение Господне (15.02) 1
4 Великий пост 1
5 Неделя о блудном сыне 1
6 Неделя о Страшном суде 1
7 Прощеное воскресенье 1
8 Благовещение Пресвятой Богородицы 1
9 Вход Господень в Иерусалим 1
10 Вербное воскресенье. Распятие Христа 1
11 Светлое Христово Воскресение - Пасха 1
12 Светлая седмица. Красная горка. Артос. 1
Художественная культура православия 7
1 Иконы. Нерукотворный образ Иисуса Христа 1
2 Казанская икона Божией Матери 1
3 Владимирская икона Божией Матери 1
4 Собор Архистратига Михаила. Девять ангельских чинов. Ангел-хранитель 2
5 Введение во храм Богородицы. Земная жизнь Пресвятой Богородицы 2
Итого: 35
Тематическое планирование ОПК 3 класс
№ Тема Кол-во Дата Прим
Православная картина мира 4
1. Что есть моё «я»? Библия – Книга книг 1
2. Творение мира видимого и невидимого. Ангелы. Падшие духи. 1
3. Третий, четвертый дни творения. 1
4. Пятый, шестой дни творения. 1
История православной религии 7
1. Прародители Адам и Ева. Каин и Авель. 1
2. Потоп, его причины. 1
3. Вавилонская башня. 1
4. Авраам – отец верующих. 1
5. Исаак и Ревека. 1
6. Иосиф и его братья. 1
7. Жизнь евреев в Египте. Спасение младенца Моисея. 1
Нравственная культура православия 2
1 Синайское законодательство. Изъяснение первых четырех заповедей. 1
2 Изъяснение остальных шести заповедей. 1
История православной религии 13
1 Ветхозаветная скиния-прообраз православного храма. 1
2 40-летнее странствование. Чудеса в пустыни. 1
3 Судьи. Суд совести . 1
4 История Руфи. Как хранить в семье мир? 1
5 Царь Саул. Источник власти. 1
6 Давид и Голиаф. В чем сила Давида? 1
7 Царь Соломон. Построение храма. 1
8 Падение царств Израильского и Иудейского. 1
9 Пророческое служение. Пророки. 1
10 Пророк Даниил. 1
11 Возвращение евреев из плена вавилонского. 1
Римское язычество. 2
Художественная культура православия 9
1 Внешнее устройсво храма. 1
2 Внутренне устройство храма. 1
3 Круги богослужения. Колокольный звон. 1
4 Всенощное бдение. Литургия. 1
5 Монашество, его смысл.. 1
6-7 Церковнославянский язык: знаки, числа 2
8 Церковнославянский язык. Чтение текстов 1
9 Посещение храма. Ознакомление с устройством храма. 1
Итого: 35
Тематическое планирование 4 класс
«Основы православной культуры»
Автор программы протоиерей Виктор Дорофеев
№ Тема Кол-во ч Дата Прим
Письменная культура православия 1
1 Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста 1
История православной культуры 8
1 Предтеча и Креститель Иоанн 1
2 Сорокадневный пост 1
3 Призвание апостолов 1
4 Брак в Кане Галилейской 1
5-8 Чудеса Господа: исцеление расслабленного, воскрешение дочери, необыкновенный улов, хождение по водам) 4
Письменная культура православия: Притчи Господни. 7
1 О самарянине 1
2 О сеятеле 1
3 О богаче и Лазаре 1
4 О немилосердном должнике 1
5 Дом на камне и на песке 1
6 Нагорная проповедь. Заповеди блаженства 1
7 Церковнославянский язык. Чтение Псалтири 1
Нравственная культура православия 4
1 Непротивление злу насилием 1
2 Сила молитвы 1
3 Милостыня 1
4 «Сокровища на небе» 1
История православной культуры 13
1 Воскрешение Лазаря 1
2 Страстная седмица 1
3 Великий вторник 1
4 Великая среда 1
5 Великий четверг 1
6 Отречение апостола Петра 1
7 Великая пятница 1
8 Воскресение Господне 1
9 Явление ученикам 1
10 Сошествие Святого Духа на апостолов 1
11 Успение Богородицы 1
12 Лента времени 1
13 Круг праздников 1
Художественная культура православия 2
1-2 Посещение храма 2
Итого: 35

Заключение
Все более очевидным становится тот факт, что основная причина негативных явлений в обществе – это духовно-нравственный кризис самого человека, деградация и извращение его базовых основ: мышления, воли, чувств, веры, болезненное состояние души, при котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия и заполняет духовную пустоту порочными удовольствиями. Поэтому в обществе появляется отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого и является Православие. Для становления личности ребенка, необходимо наполнить содержание образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии.
Исходя из этих рассуждений, возникает необходимость введения занятий в общеобразовательных школах основ Православной культуры. Именно по этой причине в нашей школе в 2010 году была открыта районная экспериментальная площадка «Основы Православной культуры». На собственном опыте мы убедились, что даже за небольшой период времени у детей достаточно выросли показатели ДНК. Об этом свидетельствует сравнительная диаграмма по годам, где высокий уровень духовно-нравственных качеств личности от первоначального результата стал выше на 65 единиц (от 94 до 159), а низкий уровень – ниже на 26 единиц (от 32 до 6). Следовательно, данные занятия повышают уровень развития нравственных качеств и необходимо дальнейшее обучение учащихся основам православной культуры.
В итоге мы планируем: приобщить всех школьников, которые посещают занятия по основам православной культуры, к духовным ценностям, воспитать в них высокую нравственность, ориентировать их на социально значимую деятельность.
Таким образом, задача школы и каждого учителя – противопоставить разрушительным тенденциям, которые существуют сегодня в нашем обществе, истинные духовные и культурные ценности России, объединить усилия государства, общества и Церкви в деле сохранения, преумножения и передачи подрастающему поколению богатейшего духовно-нравственного и культурного наследия страны.

Приложение
Программа экспериментальной работы
Тема: «Основы православной культуры»
Нормативное основание для проведения экспериментальной работы:
Приказ РУО и СПЗД № 181 от 30.08.2010г. Об утверждении экспериментальной площадки.
Приказ МОУ СОШ № 69 от 08.10.2010г. №166 Об утверждении школьной экспериментальной площадки.
Участники: учитель школы №69 Кутырева В.А. и завуч по УВР Севирова В.И.

Актуальность:
Одна из актуальнейших в настоящее время тем – это тема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса ОПК в общеобразовательные учебные заведения.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственный реальный путь выхода из сложившейся ситуации (размах разного рода негативных явлений: тяжкие пороки, преступность, разрушение семейных отношений и др.) – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является Православие.
В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить введение курса в школе № 69.

Объект исследования: образовательный процесс по программе курса «Основы православной культуры».

Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности.

Цель эксперимента: создать условия для внедрения программы курса ОПК в образовательный процесс.

Задачи эксперимента:
1. Определить роль и место курса ОПК в образовательном процессе.
2. Изучить состояние духовного образования учащихся и их семей.
3. Расширить возможности в образовательном процессе школы для развития духовно-нравственных качеств учащихся.

Этапы реализации эксперимента.
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2010г.)
- первичная диагностика духовной нравственности учащихся и их семей;
- проведение родительского собрания с целью ознакомления с курсом ОПК;
- гипотеза эксперимента: «Основы православной культуры» - система духовно- нравственного становления личности;
- создание условий для изучения основ православной культуры;
2. Практический ( сентябрь 2010г. по май 2013 года).
- реализация данной программы;
- отслеживание духовно-нравственного роста учащихся;
3. Обобщающий (апрель 2013 года).
- обработка данных материалов;
- соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями;
- оформление и описание результатов.
4. Внедрения.
- распространение курса ОПК в практику начальных классов СОШ №69.

Диагностический инструментарий эксперимента: контроль над ходом эксперимента используются такие методы как: наблюдение, опрос, анкетирование.

План экспериментальной работы на 2010-2013 учебный год.

Организационное направление работы:

Содержание сроки исполнители Формы результата
Организация УВП класса с учетом особенностей условий проведения экспериментальных занятий. 2010-
2013 г. Зам.директора
учитель График занятий
Формирование видеотеки для занятий по ОПК 2010-
2013 г.
учитель Каталог
Контроль за ходом экспериментальной
работы Декабрь,
март каждого года Зам.директора Материалы ВШК

Научно-методическое сопровождение.

Тематическое планирование ЭР Сентябрь
каждого года Зам.директора
учитель Планы ЭР
Научно-методическое обеспечение изучения православной культуры 2010-
2013 г. Зам.директора
Учитель Справка-отчет
Подготовка и проведение промежуточного самоанализа Декабрь
каждого года Учитель Отчетные материалы
Подведение итогов каждого года обучения май учитель Справка-
отчет

Экспериментальная работа учителя.

Проведение диагностики по знанию православной культуры 2010-
2013 г. Психолог,
учитель Рабочие материалы
Проведение открытых уроков ежегодно учитель Анализ открытых уроков
Выступление на педсовете по данной работе ежегодно учитель протокол

Психолого-педагогическое сопровождение.

Обработка и использование психолого-педагогического тестирования учащихся для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия 2010-
2013 г. Психолог, учитель Материалы анализа
Проведение опроса учащихся, диагностики для исследования и уточнения стартовых позиций проблемного поля В течение года Зам.директора,
учитель Материалы диагностики
Исследование социальной сферы школьников и их семей, их потребностей и ожиданий. Сентябрь
ежегодно учитель Анкеты, результаты анкетирования

Ожидаемые результаты.
1.Воспитание, социально – педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою Родину; способного к благотворительности, милосердию и состраданию;
2. Сохранение и принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни города, страны;
3. Удовлетворенность учащихся и их родителей введением и преподаванием модуля «Основы православной культуры».

Список использованной литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
2. Бородина А.В. История Религиозной культуры. М. 2005.
3. Дорофеев В. (протоиерей) Программа курса «Основы православной культуры». М.2007
4. Духовно-нравственная культура. Материалы фестиваля. М. 2006.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
6. Скурат К.Е. Православные основы культуры. М. ИЭОПШКО. 2006.
7. Сурова Л.В. Мироведение. Клин.2004.
8. Смольникова Е.И. Я иду на урок. М. 2006.