Рабочая программа по ИЗО ФГОС, 5 класс

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);
• Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• Концепции художественного образования Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253, «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
• Постановление от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с 03.03.2011г.
• Учебный план МБОУ СОШ №__ г. __ на 2015-2016 учебный год

Тип программы: общеобразовательная

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: "Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс": учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления
учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Цели и задачи

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания, развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013, частично видоизменена за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля:
- Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала.
- Стартовый контроль проводится в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс.
- Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
- практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
- формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый, текущий, рубежный, итоговый).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане школы

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом «Изобразительное искусство» входит в состав предметов, обязательных для изучения на этапе основного общего образования (в 5-7 классах по 1 часу, в 8-9 классе – 0,5 часа в неделю). В Рабочем учебном плане школы на обязательное изучение изобразительного искусства в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).

Согласно календарному графику работы учебного учреждения 35-я неделя предусматривает отработку уроков за праздничные дни.

Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива-ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

В соответствии с требованиями, к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса должен знать/понимать (предметно-информационная составляющая):
• отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
• первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
• особенности симметричной и асимметричной композиции;
• простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
• основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, основы цветоведения;
• общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах народных промыслов (Хохлома, Скопин и пр.);
• памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края.

Учащиеся должны уметь (деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
• проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
• изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т.д.)
• сравнить свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
• использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
• самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
• использовать в рисунках особенности традиции искусства родного края;
• соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Учебно-тематический план по ИЗО ФГОС, 5 класс
Учебно-тематический план можно скачать в конце данного материала

Содержание учебного курса

Раздел 1 «Древние корни народного искусства» (8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами.

1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифо-поэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задания:
1. Выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Превратить реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2. Вылепить из пластилина или глины, соленого теста пластину-пряник с образами солнца, древа жизни, птиц и т.д. Украсить пряник рельефным орнаментом.
Материалы: пластилин, глина, соленое тесто
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.
Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.
Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические.
Домашнее задание:
Подобрать в книгах, журналах, Интернете вместе с родителями изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке.

2 тема. Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задания:
1. Создать эскиз декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас-тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
2. Выполнить фрагмент украшения деревянного дома в технике вытынанка.
Материалы: бумага, ножницы.
Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, №> 2).
Домашнее задание: Найти в книгах, журналах, Интернете традиционные жилища народов Крыма. Увидеть и объяснить, что между ними общего и в чем различие.
Коллективный проект « Крымская традиционная архитектура, эволюция от пещерного жилища к аристократическим виллам и дворцам».

3 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задания:
1. Изобразить внутреннее убранство русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
2. Создать коллективный макет интерьера избы, наполнив его крестьянской утварью.
Материалы: упаковочные коробки, пенопласт, цветная бумага и т.д.
Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.
Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...
Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».
Домашнее задание: Найти в книгах, журналах, Интернете интерьеры жилищ народов Крыма. Увидеть и объяснить, чем они отличаются друг от друга.

4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задания:
1. Выполнить эскиз декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага, гуашь.
2. Выполнить роспись деревянной разделочной доски по авторскому эскизу.
Материалы: деревянная разделочная доска, акрил, гуашь.
Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.

5 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен-тальных построений в вышивках на полотенце.
Задания:
1. Создать эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).
Литературный ряд: напевные песенные тексты.

6 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задания:
1. Создать эскиз народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении.
Домашнее задание: Найти вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете образы народного костюма народов Крыма. Расскажите, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой.

7-8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Зрительный ряд: работы, выполненные в течение изучения раздела, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам раздела, примеры современного народного искусства.

Раздел 2 «Связь времен в народном искусстве» (9 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народных художественных промыслов. Обратить внимание на разнообразие скульптурных форм мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задания:
1. Создать игрушку (пластилин или глина) своего образа и украсить ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшебный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле-ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.
Домашнее задание: найти в альбомах, книгах, Интернете игрушки разных народов. Выполнить исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

11 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задания:
1. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
2. Выполнить роспись баночки или бутылочки ( предварительно облепив ее пластилином и загрунтовав водоэмульсионной краской) по мотивам гжельских мастеров.
Материал: баночка или бутылочка интересной формы, пластилин, водоэмульсионная краска, акварель, гуашь, большие и маленькие кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
Музыкальный ряд: оркестр народных инструментов («Я на горку шла» и народные мелодии).

12 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задания:
1. Выполнить эскиз одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украсив его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
2. Выполнить роспись доски для резки хлеба, деревянной коробочки, сундучка, игрушки-каталки в традиции городецкой росписи.
Материалы: доска для резки хлеба, деревянная коробочка, сундучок, игрушка-каталка, акрил, кисти.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

13 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое. Классический пример «верхового» письма - «травка» Для «фоновой» росписи применение чёрного или красного фона, сам рисунок - золотой.
Задания:
1. Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
Домашнее задание: рассмотри внимательно хохломские изделия мастера С. Веселова на страницах учебника и попытайся объяснить выражение «образ в росписи».

14 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задания:
1. Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
2. Подготовить презентацию или сообщение на тему в чем особенности жостовской росписи, почему много лет это искусство живет и не угасает.

15-16 тема Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Изделия из бересты, дерева и луба. Краткие сведения из истории возникновения мезенской росписи. Символика бытовых деревянных предметов.
Задания:
1. Выполнить фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки и мелкие элементы декора.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
2. Изготовить из бумаги или картона туес (можно использовать круглую картонную коробку) с последующей росписью или сделать прорезную форму из бумаги коричневого цвета и вставить внутрь цветной фон.
Материалы: бумага, картон, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти.

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». «Народное декоративно прикладное искусство Крыма». Репортажи с фестиваля «Народные промыслы Крыма».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках при изучении данного раздела, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы раздела.

Раздел 3 Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

18-19 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задания:
1. Рассмотреть и обсудить ( сделать анализ) разнообразие зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнить объемное украшение в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, фольга, бисер, бусины, ткань, ножницы и т.д.
Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

20-21 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задания:
1. Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета, используя в декоративной композиции знаки-символы, выстраивая их в причудливый узор.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.
Литературный ряд: мифы Древнего Египта.

22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции, Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же -выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задания:
1. Выполнить эскиз костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
4. Индивидуально-коллективная работа — создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки, ткань разной фактуры и разного цвета, бисер, бусины и т.д.
Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.
Домашнее задание: собрать вырезки с изображениями костюмов разных времен и народов. Объяснить к какому времени они относятся, и кто мог бы носить такую одежду.

24-25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Возникновение герба, как знака достоинств его владельца, символ чести рода. Герб как отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Основые части классического герба, изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. История создания герба России и Крыма.
Задания:
1. Создать проект герба своего города, поселка, села используя язык символики.
Материалы: бумага, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, акварель, тушь.
2. Создать проект собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изображение гербов крымских городов, изобразительный материал с примерами современных эмблем.

26-27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно - прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания:
1. Выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

28-29 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задания:
1. Разработать эскиз коллективного панно (витраж, соленое тесто, лоскутная аппликация, коллаж, декоративное панно полимерная глина, глина и т. д.), для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, акварель.
2. Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов (проект).
Витраж. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение творческого проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Изготовление картона (вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину). Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в крупные блоки. Монтаж общего декоративного панно.
Задания:
1. Выполнить творческую работу (проект), в разных материалах и техниках.
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, акварель, фломастеры, стекло, витражные краски.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».

32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов (проект).
Соленое тесто. Полимерная глина. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение творческого проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Изготовление картона (вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину). Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в крупные блоки. Монтаж общего декоративного панно.
Задания:
1. Выполнить творческую работу (проект), в разных материалах и техниках.
Материалы: картон, фанера, ткань разного цвета и разной фактуры, соленое тесто, полимерная глина.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».

34 тема. Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства.
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, с учетом свойств материалов.
Декоративная ваза. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Выбор материалов и техники исполнения (роспись акрилом, декорирование вазы рельефом из соленого теста, полимерной глины, натуральной кожи и т.д.)
Оформление выставки по итогам года.
Задания:
1. Выполнить творческую работу (проект), используя огромное разнообразие материалов и техник исполнения.
Материалы: стеклянная банка, бутылка, соленое тесто, полимерная глина, натуральная кожа, клей, краски, цветные нитки, бантики, бусины и т.д.
Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 5 классах (34 ч)
Календарно-тематическое планирование уроков прилагается в конце данного материала

Критерии оценивания качества знаний учащихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.

Оценка «5» ставится, если учащийся:
- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
- ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:
- овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

Оценка «3» ставится, если учащийся:
- основной программный материал знает нетвердо,
- ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

Оценка «2» ставится, если учащийся:
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

1. При выполнении практических работ.

Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.

Этапы оценивания детского рисунка:

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
4. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
5. Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» - М.: 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).
- «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014.
- «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010.
- Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева).
- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..