Рабочая программа по музыке ФГОС, 2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке во 2 классе составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2009г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» — Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. М.: «Просвещение», 2007. — 128 с. 2 кл. с. 9–1, учебным планом МБОУ СОШ №__ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2014 г.
• Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (Аудиокассеты).
• Критская Е.Д. «Музыка 2 класс»1 СD, mp3. Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2009.
• Методика работы с учебниками «Музыка».1–4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предмет музыка во 2 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общая характеристика учебного предмета Музыка

Программа адресована обучающимся 2 классов и ориентирована на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию младшего школьника.

Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. 1–4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной к образовательному процессу школы № ____. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1–4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.
3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки- концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в конце каждой четверти, (1 четверть — 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть — 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть — 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть — 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти).

Место предмета в Рабочем учебном плане школы

Согласно Базисного учебного плана МБОУ СОШ № __ предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе по 1 час в неделю, по 34 часа – во II–IV классах по 1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по музыке во 2 классе

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Предметные результаты

Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого);
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;

Обучающийся получит возможность овладеть:
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.


Содержание программы предмета «Музыка» 2 класс

I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия — Родина моя» (2 ч.)

Урок 1. Мелодия.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Композитор — исполнитель — слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П. Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! «Моя Россия».
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).

Тема раздела: «День, полный событий» (7 ч.)

Урок 3. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 4.Природа и музыка. Прогулка.
Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 5. Звучащие картины.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация — источник элементов музыкальной речи.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева и П. Чайковского).

II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь — что стремиться в храм» (7 ч.)

Урок 10. Великий колокольный звон.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Звучащие картины. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке. Колокольность в живописи и музыке.

Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Урок 13. Русские народные инструменты. НРК. Инструменты народов Крыма.
Музыкальный фольклор народов России, Крыма. Особенности звучания оркестра народных инструментов.Региональные музыкально-поэтические традиции. Оркестр народных инструментов.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

Урок 14. Молитва.
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 15. С Рождеством Христовым!
Народные музыкальные традиции Отечества.
Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

III четверть ( 10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши.

Урок 18.Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. НРК.Народные музыкальные традиции родного края.
Музыка в народных обрядах и обычаях.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России, Крыма Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Крыма.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 ч.)

Урок 20. Сказка будет впереди. Опера.
Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г. Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 21. Балет.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении.
Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 24. Увертюра. Финал.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Увертюра к опере.

Урок 25. Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А. Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 29. Симфония №40. Увертюра.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А. Моцарта. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Волшебный цветик — семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация — источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор — исполнитель — слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С. Баха.

Урок 31. Все в движении. Попутная песня.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П. Чайковский, С. Прокофьев).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Интонационное богатство мира.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Содержание примерного музыкального материала:

Раздел 1. «Россия — Родина моя»
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 2 класс
Учебно-тематический план прикреплен вложением в конце материала

Календарно-тематическое планирование уроков Музыки в 2 классе (34 часа)
Календарно-тематическое планирование прикреплено вложением в конце материала

Критерии оценок на уроках музыки

Критерии оценки

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок

Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ,включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:
ответ правильный,но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:
ответ правильный,но неполный,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка,чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных,с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания,с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и,таким образом,создать наиболее благоприятные условия опроса. Так,например,предлагая ученику исполнить песню,нужно знать рабочий диапазон его голоса и,если он не соответствует диапазону песни,предложить ученику исполнить его в другой,более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни:куплет,припев,фразу.

Нормы оценок

«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.

«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.

«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.

«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.

Теория музыки

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4. Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5. «Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений,звучавших на уроках или достаточно популярных).
6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки,поделки и т.д.)
7. Ведение тетради по музыке.

Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Список научно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
« Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2014
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» (CD, mp 3)
Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2014г.
«Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2014г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.
4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
5. Лопатина А.Волшебный мир музыки / А. Лопатина, М. Скребцова. М. : Амрита-Русь, 2009. (Серия «Семейное воспитание»).
6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001.
7. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.: Айрис-пресс, 2007.
8. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2006.